ЧИТАЙТЕ В МАЙСКОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА «ЭС»: НЕВИДИМЫЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ ПОКОЛЕНИЙ X, Y, Z
В статье И.Ю. Сундиева и А.Б. Фролова «Невидимый дизонтогенез поколений X, Y, Z (трансформация черт социальной субъектности») анализируются причины популяционного дизонтогенеза — скрытого процесса утраты черт человеческой субъектности в последние десятилетия: деструкции психофизиологических и психосоциальных качеств личности, необходимых для нормальной деятельности социума. Нарушения, вызванные несформированностью структур мозга ребенка в период его социализации в семье и школе, малозаметны в состоянии комфорта, но проявляются при нормативных и особенно пиковых психофизиологических нагрузках: девиантными формами поведения, учебной неуспешностью, ухудшением состояния здоровья и утратой репродуктивных функций.
Закрепление дизонтогенеза в поколениях X, Y, Z происходит через международные образовательные стандарты, упрощающие учебные программы, снижающие дидактические требования до уровня, за которым патофеномены становятся малозаметны, но продолжают статистически накапливаться у нижней границы нормы. Компенсация нарушенных функций происходит за счет современных средств цифровой коммуникации — возникает неспецифическая «роевая» субъектность: эмоционально нестабильные, легко внушаемые представители поколений Y и Z становятся основной ресурсной базой экстремистских и террористических организаций.
Утрата в поколениях X, Y, Z базовых социальных функций целеполагания и контроля, эмпатии и пассионарности, упрощенное представление о реальности, увеличенная лабильность и сетевой конформизм, снижение либидо, перенаправление творческой энергии в виртуал — все это приводит к прекращению воспроизводства свойств социума как системного построения. Восстановление системогенетического развития возможно только при обеспечении базисных функций социального государства — науки, образования и воспитания.