Василий Шпак: «Не стоит догонять, надо стараться опережать»
По мнению генерального директора НИИ микроэлектронной аппаратуры «Прогресс» (АО «НИИМА «Прогресс») Василия Шпака, у отечественных производителей микроэлектроники есть всё необходимое для совершения технологического рывка. Этот прорыв крайне важен, поскольку в переходе к цифровой экономике отрасль будет играть одну из ключевых ролей. Подробности – в материале profiok.com.
Экономика для общества или наоборот?
Существующая экономическая модель в тупике. Этот тезис гендиректор НИИМА «Прогресс» считает бесспорным и подкрепляет выводами ведущих экономистов, которые содержатся в недавнем докладе Римского клуба.
Следовательно, должна быть создана новая модель, делает вывод Василий Шпак. Эта новая экономическая модель породит новую социальную модель. Появится новое общество с новыми ценностями, и все мы должны будем научиться их достигать. При этом едва ли не ежесекундно появляются новые технологические возможности.
«Предлагая какие-то рецепты по трансформированию экономики, мы должны это учитывать, – подчёркивает Василий Шпак. – Прежде всего нужно решить, говорим ли мы про модель, которая приводит к новому обществу и новым ценностям, или же мы ставим во главу угла новые ценности. Тогда нужно предлагать такую модель, которая будет способна поддерживать существование этого нового общества».
По словам Шпака, в современном мире ценностной фокус от простого потребительства смещается в сторону идеалистических потребностей. «Фактор счастья начинает измеряться не только наличием у человека нового автомобиля или модных шмоток», – отмечает эксперт.
Кроме того, человеческие потребности постепенно кастомизируются, люди стремятся как-то выделиться и проявить индивидуальность. Как считает Василий Шпак, эта «атомизация» потребностей создаёт почву для возникновения экономики пир-ту-пир (peer-to-peer, одноранговое равноправное взаимодействие по принципу «ты – мне, я – тебе» – profiok.com).
«В моём понимании цифровая экономика – это взаимодействие пир-ту-пир, – объясняет Шпак. – Субъектом экономической деятельности станет каждый, кто в состоянии мыслить и что-то создавать. Через некоторое время технологии позволят нам это реализовать».
Комментарий profiok.com. Тезис этот, как и все тезисы, относящиеся к построению принципиально новых моделей, оказался спорным. Так, глава думской комиссии по развитию ОПК Владимир Гутенёв считает, что идёт «не атомизация потребностей, а атомизация людей». По мнению парламентария, в условиях размывания национальных, культурных, гендерных и религиозных границ потребителю активно навязывается массовый продукт, который создаёт высокую маржинальность за счёт снижения издержек.
Зачем переходить к цифровой экономике?
Президент нашей страны Владимир Путин, по мнению Василия Шпака, достаточно ёмко обозначил важность цифровизации отечественной экономики. Цифровая экономика – это принципиально новый уклад жизни, новая основа для развития общества, социальной сферы, бизнеса. По большому счёту, готовность России к этим изменениям – вопрос независимости и национальной безопасности.
К 2025 году суммарный эффект от цифровизации ожидается на уровне от 4,1 до 8,8 триллиона рублей, напоминает Василий Шпак. Это составит от 19 до 34 процентов от общего увеличения валового внутреннего продукта. При этом прогнозируемый эффект только от внедрения элементов Индустрии 4.0 составит к 2025 году от 1,3 до 4,1 триллиона рублей.
«Цифры перспективные, – считает Шпак, – однако вопрос в том, какую роль в освоении новых рынков будут играть отечественные разработчики и производители».
Дело в том, что принятая государственная программа «Цифровая экономика» ориентирована на достижение технологической независимости за счёт перехода к очередному технологическому укладу с использованием отечественных решений.
Для решения этих задач, безусловно, важно развитие российской микроэлектроники, подчёркивает Василий Шпак: «Для перехода к цифровой экономике необходима инфраструктура, построение которой требует серьезных современных мощностей в разработке и производстве».
На сегодняшний день доля отечественных игроков на внутреннем рынке электронных компонентов не доходит до 30 процентов. При этом продукция российских поставщиков используется, в основном, для производства аппаратуры специального и военного назначения. В то же время взрывной рост, о котором идёт речь в прогнозах, ожидается в гражданском секторе, а он, к сожалению, пока практически полностью базируется на иностранных комплектующих и иностранном программном обеспечении.
«Такое положение отрицательно сказывается на безопасности в государственном масштабе, – подчёркивает Василий Шпак. – Использование недоверенных иностранных решений – «троянский конь», способный парализовать любую критически важную отрасль – от энергетики и телекоммуникаций до финансовой системы и транспорта».
На чём базируется конкурентоспособность?
По словам Василия Шпака, в прошлом году корпорация Intel потратила на исследования пятую часть своей выручки – более тринадцати миллиардов долларов. Конечно, лидеры рынка, имеющие устойчивый сбыт, могут позволить себе тратить гигантские средства на повышение своего технологического потенциала. Их конкурентные преимущества – качество выпускаемой продукции и её цена.
Поскольку рынок микроэлектроники весьма конкурентен, российским игрокам будет непросто потеснить лидеров.
Василий Шпак оценивает положение отечественных производителей микроэлектроники как «очень невыгодное». По его мнению, барьером для использования отечественных компонентов в гражданском секторе является малая серийность и, как следствие, высокая цена, не дающая конкурировать с западными компаниями.
«Необходима политика защиты отечественного производителя на «новых» рынках, которые открывает цифровая экономика, – уверен Шпак. – Это наш шанс для развития, точка возможного роста. Сегодня отсутствует ряд ключевых технологий, которые до последнего времени импортировались, но перестали быть доступными в связи с политической конъюнктурой и санкционными ограничениями. Отрасль практически полностью импортозависима, поэтому создание собственного технологического процесса, включающего производство отечественных материалов, оборудования, комплектующих и программного обеспечения, становится ключевой задачей».
Возможен ли прорыв?
Как считает Василий Шпак, отставание есть, но справиться с ним нам вполне по силам. Нужно лишь сосредоточиться на достижении результата. По мнению аналитика, основным направлением должно стать целенаправленное формирование внутренних «рынков будущего» под государственным контролем. Это могут быть беспилотный транспорт, системы идентификации личности, телемедицина, интернет вещей и другие направления.
С другой стороны, необходимо создание эффективных регулирующих механизмов, в том числе преференций для отечественных разработчиков и производителей в сфере микроэлектроники. По словам Шпака, Южная Корея, Япония и Китай, то есть страны, которые достигли серьёзных результатов в развитии электроники, шли по пути защиты отечественного производителя.
Разумеется, предприятиям отрасли не стоит во всём рассчитывать на государство. На что следует обратить внимание? По оценке Шпака, на современном гражданском рынке микроэлектроники приживается не более трети создаваемых решений. Поэтому необходимо чётко представлять себе рынок сбыта и фокусироваться на целевом потребителе, предлагая ему понятный продукт по приемлемой цене.
Для перспективных рынков лучше создавать комплексные сервисы и услуги, считает гендиректор НИИМА «Прогресс». При разработке таких услуг и сервисов нужно пытаться использовать существующую инфраструктуру. По всей вероятности, есть варианты использования систем специального назначения – например, систем навигации, спутниковой связи, анализа данных и других – в гражданских целях.
Что необходимо для рывка?
«Надо объединяться: конкурировать не между собой, а с иностранцами, при этом сначала надо вернуть себе свой рынок, а потом идти на внешний», – уверен Василий Шпак. В отрасли необходимо создавать вертикально интегрированные холдинги в формате государственно-частного партнёрства. Они могли бы заниматься всеми этапами создания продуктов и решений от разработки до реализации.
По мнению Шпака, у России есть уникальное конкурентное преимущество: богатые природные ресурсы. В микроэлектронике используется большое количество различных материалов, для создания которых нужны редкие химические элементы. Все эти элементы есть в нашей стране. Как считает аналитик, этот фактор в дальнейшем может стать базой для расширения международной кооперации. Такие прецеденты в России уже есть. Привлечение зарубежных партнёров, имеющих производство на территории нашей страны, поможет в формировании конкурентоспособной отечественной экосистемы разработки и производства микроэлектронной компонентной базы.
Наконец, серьёзным вызовом для отрасли, как и для многих отраслей российской промышленности, становится дефицит квалифицированных специалистов. Причину этого дефицита Василий Шпак видит в разрыве между уровнем развития технологий и содержанием учебных программ в образовательных учреждениях.
Что ждёт микроэлектронику в будущем?
По словам Василия Шпака, ведущие игроки на рынке микроэлектроники заняты непрерывным поиском новых материалов и технологий. «Связано это с тем, что кремниевые технологии подходят к предельной точке развития, – объясняет Шпак. – Развиваются опто- и биоэлектроника, на подходе квантовая электроника. Облик аппаратуры и принципы ее работы существенно изменятся».
Это даёт шанс российским производителям: в ситуации, когда все производители и разработчики микроэлектронной компонентной базы оказались в одинаковом положении, создать прорывное решение и стать лидером может любой из них.
Поэтому, подчёркивает Шпак, важно определить перспективные направления и нацелиться на разработку технологий для принципиально нового этапа развития микроэлектроники.
«Мы вполне можем стать самостоятельным игроком на высокотехнологичных рынках будущего. Всё необходимое для этого у нас есть, – убеждён Василий Шпак – Поэтому не стоит догонять, надо стараться опережать».
При подготовке публикации использованы стенограмма выступления Василия Викторовича Шпака на всероссийском форуме «Цифровая экономика и ОПК», а также его интервью журналу «Экономические стратегии», опубликованное в №2 за 2018 год под заголовком: «Российская микроэлектроника: не стоит догонять, надо стараться опережать».
Фото: пресс-служба ЦЭРС.