Заседание Президиума Российской академии наук
14 марта 2017 г. состоялось заседание Президиума Российской академии наук. Члены Президиума заслушали научное сообщение «Экономический пояс Шелкового пути и Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы сопряжения двух проектов».
Докладчик — д.э.н. Андрей Владимирович Островский (Институт Дальнего Востока РАН).
В обсуждении доклада приняли участие: ак. Г.А. Месяц, ак. В.Е. Фортов, ак. А.С. Бугаев, д.и.н. С.Г. Лузянин — директор Института Дальнего Востока РАН, д.э.н. Яковец — ИМЭС, д.э.н. В.Н. Ремыга — ген.директор Центра ЭПШП, д.э.н. А.И. Агеев — ген.директор НП «Институт экономических стратегий», ак. Т.И. Иванова, ак. В.Л. Макаров, чл.-корр. В.В. Иванов.
Александр Агеев в своем выступлении обратил внимание на долгосрочные тенденции изменения экономической силы Китая, китайскую стратегическую культуру и особенности современной глобальной конкуренции, перспективы транстихоокеанской интеграции и необходимость улучшения координации российских действий на китайском направлении.
Исследование исходит из предположения, что в последние годы роль азиатских стран в мировой политике возрастает — в условиях возвышения Китая, а однополярный мир во главе со США фактически прекращает свое существование, и ему на смену приходит многополярный мир.
Осенью 2013 года Китай выдвинул стратегическую инициативу «Один пояс — один путь», который был разделен на два проекта — «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Китай ставит задачу связать между собой экономически развитые страны Восточной Азии и Европы по двум древним маршрутам Шелкового пути, создать самую протяженную, имеющую самые большие резервы и самую объемную платформу экономического сотрудничества между Азией и Европой.
Данный проект направлен на ускорение социально-экономического развития Китая в условиях новых вызовов для него на мировой арене. К этим вызовам относятся сокращение экспортных возможностей на традиционных рынках США, Евросоюза и Восточной Азии в результате снижения мировых темпов экономического роста и попытки США ослабить политические и экономические позиции Китая на мировой арене путем создания двух новых структур — Трансатлантического партнерства и Транстихоокеанского партнерства.
Для достижения цели Китай создал две мощные финансовые структуры — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шелкового пути, в которых страны треугольника РИК (Россия-Индия-Китай) являются главными акционерами.
Каково отношение России к данному проекту? Каковы возможности использования китайской инициативы для обеспечения социально-экономического развития нашей страны? Каковы позитивные или, наоборот, негативные условия для включения России в реализацию китайской инициативы, связанные с сопряжением проектов — «Экономический пояс Шелкового пути» и Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС)?
Некоторые западные ученые видят в китайских инициативах реализацию идей плана Маршалла для стран Центральной Азии. Другая группа западных ученых считает, что китайские инициативы являют собой не что иное, как экспансию Китая в отношении развивающихся стран в новых условиях после мирового финансового кризиса 2008-2010 гг. В то же время, в большом количестве работ уделяется большое внимание развитию ЕАЭС, и в его создании многие видят угрозу сложившемуся миропорядку: считают, что Россия в опоре на ЕАЭС пытается сохранить свое традиционное влияние в Центральной Азии.
Пока реализация инициативы «Один пояс — один путь» мало влияет на структуру внешнеторгового оборота Китая по странам мира. Доля ведущих торговых партнеров КНР в 2016 г. — США, ЕС, АСЕАН, Японии, Кореи, Гонконга и Тайваня — почти 70%. Не так существенно выросла доля товарооборота с КНР стран в пределах проекта «Одного пояса — одного пути» — с 23,7% в 2015 г. до 25,7% в 2016 г. Доля внешней торговли России и Индии невелика и не превышает 2% объема внешней торговли КНР. Аналогичная ситуация наблюдается и по инвестиционному сотрудничеству КНР со странами в зоне инициативы «Один пояс — один путь».
В 2015 г. Президентом РФ В. Путиным было объявлено о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который входят РФ, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Армения. Первоначально предполагалось создать зону свободной торговли ЕАЭС с Китаем, однако, по решению руководящих структур ЕАЭС и Китая в мае 2015 г. было сделано совместное заявление РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства обоих проектов. Предложенный Китаем проект ЭПШП имеет заметные преимущества перед проектом ЕАЭС в силу его более древних основ (свыше 2100 лет истории). Оба проекта объединяют близкие и не противоречивые культурные нормы, проект ЭПШП объединяет более 3 млрд. человек, а проект ЕАЭС — около 200 млн. человек. О решении России принять участие в стратегии ЭПШП заявил в марте 2015 г. вице-премьер И. Шувалов в ходе Азиатского экономического форума: «Свободное движение товаров и капиталов в рамках ЕАЭС сближает экономики Европы и Азии, что перекликается с инициативой ЭПШП, выдвинутой китайским руководством».
На территории стран ЕАЭС — России, Казахстана и Белоруссии — также ускоренными темпами будет развиваться экономика в зоне развития транспортной инфраструктуры (автомобильные и железные дороги) по маршруту Дружба (Достык) — Алматы — Оренбург — Казань — Москва — Минск подобно зонам Транссибирской магистрали (Транссиб) и Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) в конце XIX — начале ХХ века. Так начиналось освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока на территории России, а также провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин на территории КНР в те годы.
Сопряжение двух крупномасштабных проектов позволит, с одной стороны, для России и других членов ЕАЭС создать огромную по масштабам транзитную зону для грузов из Европы в Азию, расширить рынки сбыта своей продукции на территории Китая и других стран Азии. С другой стороны, Китай получит больше возможностей для расширения своих рынков сбыта производимой продукции и получения необходимого для экономики сырья.
Сопряжение двух проектов — ЕАЭС и ЭПШП также позволит в значительной степени заметно расширить торгово-экономическое сотрудничество между странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и дать толчок не только развитию российско-китайских торгово-экономических связей, но и обеспечить более тесное торгово-экономическое сотрудничество между странами ШОС. По северному маршруту ЭПШП проходит по территории трех основных стран ШОС — России, КНР и Казахстана. По мере развития проекта маршрут ЭПШП будет проходить из Китая через Центральную и Западную Азию — до Персидского залива и Средиземного моря. Это позволит вовлечь в свою орбиту не только другие страны ШОС — Киргизстан, Таджикистан, Узбекистан, но и ряд соседних стран Центральной и Западной Азии с перспективой получения экономических выгод от взаимовыгодного сотрудничества.
На пути формирования ЭПШП стороны должны согласовать вопрос о путях экономического развития стран-участников проекта для объединения стратегий развития с учетом их экономической, политической и правовой практики. В основу проекта положено создание, развитие и совершенствование транзитно-транспортной инфраструктуры на территории ЭПШП, основу которой для России может составить линия высокоскоростной железной дороги (ВСЖД) Пекин-Москва.
В настоящее время имеются три основные проблемы российско-китайского сотрудничества по проекту «Экономический пояс Шелкового пути»: 1) для реализации поставленных руководством КНР пяти целей проекта необходимо обеспечить сопряжение двух проектов — «Экономический пояс Шелкового пути» и ЕАЭС, для чего необходимо создать зону свободной торговли между КНР и ЕАЭС; 2) для развития инфраструктуры между двумя территориями надо быстро строить высокоскоростную железную дорогу Москва — Пекин и участок дороги Москва — Казань; 3) быстрыми темпами развивать инфраструктуру на Дальнем Востоке (строительство мостов через пограничные реки Амур и Уссури, пограничных переходов, автомобильных дорог и аэродромов, расширение портов) для развития сотрудничества с Северо-Востоком Китая.
Рассматривая ситуацию в странах ЕАЭС по сотрудничеству с китайским проектом «Экономический пояс Шелкового пути» следует отметить, что в настоящее время у Казахстана и Белоруссии уже имеются совместные инфраструктурные проекты развития. В частности, в Казахстане осуществляется модернизация и строительство железных и автомобильных дорог, уже построен пограничный переход Чунджа-Хоргос на границе с Китаем, расширен грузооборот порта Актау на Каспийском море, что дает возможность организовать паромную переправу грузов в Баку. В Белоруссии полным ходом идет строительство китайско-белорусского парка «Великий камень» под Минском. К сожалению, Россия по-прежнему не имеет такого рода крупномасштабных проектов сотрудничества с Китаем.
В настоящее время имеется два варианта сопряжения двух проектов — ЭПШП и ЕАЭС: через Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и через зону свободной торговли (ЗСТ). Представляется более целесообразным осуществлять сопряжение двух проектов через зону свободной торговли, так как объем внешнеторговых связей в рамках ШОС сам по себе невелик, и сама организация имеет полузакрытый характер. Несколько лет назад сопряжение ЭПШП и ЕАЭС по линии зоны свободной торговли вызывало большие сомнения из-за опасения товарной экспансии Китая на российский рынок. Однако после резкого снижения курса рубля в декабре 2014 г. по отношению к доллару, евро и юаню ситуация изменилась, и в результате на российском рынке цены на китайские товары резко выросли. Формирование ЗСТ позволит постепенно снимать торговые и инвестиционные барьеры в регионе, и торгово-инвестиционное сотрудничество станет мощным объединяющим фактором.
В этих условиях становится очевидным, что экономическое возвышение Китая в мире продолжится, несмотря на стоящие перед ним проблемы — переизбыток нетрудоспособного населения, большая численность населения страны и сравнительно низкая доля населения в рабочем возрасте; дефицит энергоресурсов, таких как нефть и природный газ; сильное загрязнение окружающей среды в результате роста производства.
Россия должна быть заинтересована в евразийской интеграции и стыковке с «Экономическим поясом Шелкового пути», использовании китайского экономического потенциала в интересах собственного развития. В этом случае Россия сможет уверенно ответить на те вызовы, которые постоянно нарастают со стороны США, Евросоюза и других стран.