Нонна Каграманян сообщила о возможностях бизнес-альянса BRICA в реализации ЭПШП
Нонна Каграманян: «Рвущаяся через границы экономическая, а теперь и идеологическая экспансия Китая – объективная данность».
Тема межрегиональной интеграции сегодня очень актуальна. Характерной ее чертой можно считать многоуровневый и разнонаправленный характер: на одной и той же территории параллельно пытаются развиваться несколько интеграционных объединений или межрегиональных проектов, сталкиваются стратегии разных государств. В такой сложной системе координат важно правильно оценить все вызовы и возможности, а также эффективно реализовать интересы национального бизнеса и экономики своей страны. Примером такого подхода должны стать участие России в объявленном Китаем в 2013 году мегапроекте «Экономический пояс шелкового пути» (далее – ЭПШП) и заявленная высшим руководством России и КНР задача по стыковке ЭПШП и интеграции в рамках Евразийского экономического союза.
Идея воссоздания Великого шелкового пути не является ноу-хау КНР. Еще в 1999 году Конгресс США принял постановление «О стратегии Шелкового пути», содержащее, помимо инфраструктурной составляющей, такие положения, как помощь по контролю границ и укрепление демократии. Центром своего «Шелкового пути» американцы тогда видели Афганистан и Узбекистан как связующее звено между Центральной и Южной Азией. Россия в этом проекте подчеркнуто оставалась за рамками продвигаемых США транспортных коридоров, включая проекты прокладки трубопроводов.
Каковы же особенности китайской концепции ЭПШП? В рамках общей идеи развития взаимодействия Азии и Европы предлагается создать межрегиональные коридоры экономического сотрудничества, ведущие из Китая через Центральную Азию, Россию до Европы; из Китая через Центральную Азию и Западную Азию до Персидского залива; из Китая в Юго-Восточную Азию, в Южную Азию к Индийскому океану. Несущими опорами данных трансконтинентальных осей определены развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической, телекоммуникационной) и стыковка национальных планов по её строительству; либерализация торговли посредством создания зон свободной торговли со странами и районами вдоль «пояса пути», а также развитие трансграничной электронной торговли; инвестиционное сотрудничество и стремление к свободному движению капитала; финансовое сотрудничество, в том числе использование национальных валют во взаимных расчетах, формирование в Азии финансово-инвестиционной и кредитно-рейтинговых систем.
Являясь мировой фабрикой и глобальным центром обрабатывающей промышленности, Поднебесная стремится увеличить сбыт своей продукции через создаваемую на её же деньги инфраструктуру в транзитных и принимающих странах, найти прибыльное применение своим пока избыточным для внутреннего рынка инвестиционным ресурсам и укрепить позиции юаня на мировых рынках в противовес американскому доллару. Интересно отметить, что для обеспечения своего международного экономического присутствия Китай начинает продвигать привлекательную для других стран идеологическую платформу. Так, в марте прошлого года с санкции Государственного совета КНР Госкомитет развитию и реформам страны, Министерство иностранных дел КНР и Министерство торговли КНР опубликовали документ «Перспективы по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути», в котором отражены основные идеи мегапроекта. Главное, чем обратил на себя внимание этот документ, – это открыто заявленные амбиции Китая «взять на себя больше обязательств и внести более весомый вклад в мир и развитие человечества». ЭПШП позиционируется как «поиск новой модели международного сотрудничества и общемирового менеджмента».
Рвущаяся через границы экономическая, а теперь и идеологическая экспансия Китая – объективная данность. Противостоять этой мощной волне непродуктивно, следует попытаться ее «оседлать». Сделать это непросто, учитывая сложности, стоящие как на пути реализации самого проекта ЭПШП, так и в его сопряжении с интеграцией в рамках Евразийского экономического союза, более институционализированного в сравнении с китайским проектом, но пока подкрепленного меньшей торговой и финансовой мощью. Назову лишь некоторые проблемы:
– вовлеченность в проект ЭПШП многих стран с разным экономическим потенциалом, трудность и длительность согласования интересов сторон;
– отсутствие четкого понимания конкретного наполнения обоих проектов межрегиональной интеграции;
– нестабильность политической ситуации в ряде стран – участницах межрегиональных проектов;
– обострение конкуренции между Россией и Китаем на рынках стран Центральной Азии и Европы;
– трудности защиты национальных рынков стран Евразийского экономического союза при реализации политики новой индустриализации и импортозамещения в режиме зон свободной торговли как основного инструмента ЭПШП.
На что можно опереться в преодолении перечисленных проблем и отстаивании интересов национального бизнеса? Прежде всего, на кропотливую совместную работу и добрую волю всех заинтересованных сторон. Оба межрегиональных проекта требуют следования принципам совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования. На такой основе необходимо продвигать согласование национальных стратегий развития.
Во время официального визита президента России Владимира Путина в КНР 20 мая 2014 года в Шанхае было подписано более 40 важнейших стратегических документов, влияющих на выстраивание дальнейшего российско-китайского сотрудничества. На полях этого визита «Деловая Россия» подписала соглашение о сотрудничестве с Китайской Федерацией промышленных экономик (CFIE), – крупнейшей бизнес-ассоциацией Китая.
КНР как инициатор и идейный вдохновитель ЭПШП приступил к формированию организационной инфраструктуры проекта. Китайская федерация экономики промышленности (CFIE), объединяющая промышленные союзы различных секторов китайской экономики национального, провинциального и муниципального уровней с участием ведущих промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов страны, в июле 2015 годы выступила с инициативой учреждения и формирования рабочего органа проекта ЭПШП – The Belt & Industrial and Commercial Alliance (BRICA), учрежденного в качестве международной некоммерческой неправительственной организации. Целью BRICA определено создание платформы для информационного взаимодействия для содействия промышленному инвестированию и торгово-экономическому сотрудничеству между странами и регионами по маршрутам ЭПШП. На эту международную организацию возложены задачи объединения ресурсов стран–членов проекта ЭПШП в рамках создания двусторонних и многосторонних интерактивных механизмов. Сферой деятельности BRICA являются проведение взаимных визитов, ярмарок, выставок, создание базы данных о проектах промышленного, инвестиционного и торгового сотрудничества, а также соответствующей облачной информационной системы в сети Интернет, услуги инвестиционного консалтинга и т.п. К участию в BRICA приглашаются влиятельные ассоциации и союзы промышленников и предпринимателей стран-участников проекта ЭПШП. Члены BRICA могут поддерживать постоянный контакт друг с другом в рамках деловых визитов, семинаров на любом двустороннем или многостороннем уровнях, обеспечивая взаимную помощь.
Участниками этой организации уже стали ведущие бизнес-ассоциации Монголии, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана, Лаоса, Пакистана, Индии, Турции, Германии, Нидерландов, Латвии, Литвы, Польши, Украины, Чехии, Австрии, Словении, Люксембурга, Финляндии, Болгарии. В июне 2016 года планируется проведение инаугурационной церемонии открытия BRICA, на которой будут приняты устав, определены структура и основные направления деятельности этого международного делового альянса.
Со стороны России в качестве основного (и единственного) члена BRICA была приглашена «Деловая Россия». Мандат основного участника организации позволяет «Деловой России» создавать свои национальные органы, следующие принципам ЭПШП и участвующие в проекте. Таким образом, «Деловая Россия» становится своего рода еще одной «точкой входа» российского бизнеса в проект ЭПШП и площадкой для международного продвижения его интересов. Итак, мы на старте проекта ЭПШП. Надеюсь, он будет успешным.
По материалам «Деловой России».
Метки: Россия, Китай, экономический рост, Каграманян Н.С., BRICA, Экономический пояс Шелкового пути