Соотношение понятий управленческое видение будущего, целеполагание и планирование

Исследования

Соотношение понятий управленческое видение будущего, целеполагание и планирование

Жукова Е.В., Нестик Т.А.

Соотношение понятий управленческое видение будущего, целеполагание и планированиеВ современном мире мы переживаем существенные перемены. Известно, что компании все чаще попадают в сложные и непривычные для них ситуации. Для того чтобы с достоинством выйти из них, необходимо проявлять гибкость и умело реагировать на вызовы внешней среды, готовиться к неизвестному будущему.

Важнейшей предпосылкой преобразований организации выступает личность лидера управленческой команды. Он видит общие «плюсы» и «минусы» работы каждого, что позволяет ему управлять профессиональной группой, принимая решения, общие для всех; видит обобщенный образ будущего организации и обладает готовностью доведения его до сотрудников. Иными словами, у руководителя формируется управленческое видение будущего.

Под управленческим видением мы понимаем отношение руководителя к будущему организации, которое включает антиципирующий образ ее будущего состояния и готовность личности к доведению его до сотрудников. Предположительно, среди ключевых компонентов управленческого видения можно выделить когнитивные (содержание образа будущего), аффективные (оценка прошлого, настоящего и будущего организации) и поведенческие (готовность транслировать видение сотрудникам, готовность формировать командное видение).

К понятию управленческого видения близки понятия целеполагание и планирование. Действительно, в рамках управленческого видения ставятся цели и составляются планы, но при этом управленческое видение сохраняет свою специфику и не сводится к этим процессам. Изучение управленческого видения как социально-психологического феномена требует определения его места в кругу смежных понятий. Прояснение соотношения между этими понятиями и является целью данной работы. Одной из сущностных особенностей сознания и функциональной характеристикой, лежащей в основании человеческой деятельности, является способность человека самостоятельно образовывать цели. Целеполагание является фундаментальной способностью человека как субъекта деятельности. В современной философской литературе неоднократно подчеркивалось особое положение цели как идеального образования, отражающего объективные закономерности материального мира и субъективные потребностно-ценностные аспекты человеческого существования.

Сущность процесса целеополагания определяется как формирование образа будущего результата действий и принятие этого образа в качестве основы для действий [Тихомиров, Телегина, 1977].

Целеполагание — предмет интенсивного исследования ученых при изучении личности, мышления, мотивации, эмоций, учения, поведения, труда и общения. Проведя анализ философской и психолого-педагогической литературы, обобщая разные подходы к определению целеполагания, мы сделали вывод, что единого взгляда на эту проблему не выработано. Но различные подходы не взаимоисключают друг друга, они только рассматривают различные стороны одного психического феномена.

Обратимся к зарубежным исследованиям проблемы целеполагания личности. По мнению Ю. М. Швалб, проблема целеполагания за рубежом практически не разработана [Швалб, 1984]. В зарубежной психологии экспериментальные исследования целеполагания восходят к работам Вюрцбургской школы. В этих разработках делался упор на связи мышления, мотивации и эмоций. В последующих работах ряда американских авторов ставился вопрос о мотивационных детерминантах сдвигов уровня притязаний и целеобразования. Значительное количество исследований, начиная с классических работ О. Кюльпе и О. Зельца были посвящены анализу целевой детерминации в контексте психологии мышления [Кюльпе, 1981, Зельц, 1984]. Селективная или детерминирующая роль цели изучалась в экспериментах, в которых готовая задача вводилась психологом.

В российской науке процессы целеобразования изучались в психологии познавательных процессов, возрастной психологии, социальной психологии, психологии личности, патопсихологии, инженерной психологии. В общетеоретическом плане проблема цели и целеполаганиярассматривалась Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и другими. Занимая центральное положение в структуре деятельности, цель выполняет регуляторную функцию в процессе ее развертывания и становления, а также в развитии сознания и личности. Традиционно целеобразование как процесс порождения новых целей рассматривается в потребностно-мотивационной структуре в соотнесении с действием [Леонтьев, 1971].

Изучая особенности целеобразования, А.Н. Леонтьев указывал, что цель дана в объективных обстоятельствах, а образ ситуации порождается процессами, с помощью которых субъект вступает в практические контакты с предметным миром [Леонтьев, 1975]. Таким образом, деятельность у А.Н. Леонтьева выступает как целенаправленная активность личности/

Обобщая различные разрозненные теоретические и методические позиции, мы можем выявить несколько основных направлений исследований целеобразования и целеполагания личности.

Во-первых, общие исследования целеполагания. В данном направлении изучаются цели, их функции в работах Дж. О’Шенесси, Д. Маудера, О. Элмаграби; механизмы целеполагания и роль цели в деятельности – Ф. Хоппе, Э. Томмана, В. Джеймса, Б. Скиннера; детерминанты целеполагания, такие как речевые средства, познавательная активность личности, интенсивность потребностей – А.Г. Лурия, З.И. Аснина, В.Н. Пушкина, В.И. Селиванова.

Во-вторых, специальные исследования целеполагания. В рамках этого направления Д.С. Надеждиным, Г.И. Постоваловой, Б.М. Шишкиным, И.А. Васильевым, O.K. Тихомировым рассматриваются модели, механизмы и процессы целеполагания; нарушения целеобразования отражены в работах Б.С. Братуся и Б.В. Зейгарник; целеполагание в учебной и творческой деятельности изучалось В.Е. Клочко, В.Т. Дорохиной, А.К. Марковой, В.В. Репкиным.

Антиципирующим процессам, несомненно, принадлежит ведущая роль в регуляции поведения (регулятивная функция). Именно антиципация обеспечивает целеполагание, она включается в процессы принятия решения, текущего контроля и в коммуникативные акты. Деятельность всегда целенаправлена. В психологическом анализе деятельности в качестве важнейшей ее составляющей можно выделить планирование. Первоначально различные аспекты планирования рассматривались в работах Ж. Пиаже, Э. Клапареда, Ф. Тейлора, отечественных ученых В.М. Бехтерева, С.Г. Голлерштейна, А.И. Розенблюма и др.

По мнению А.Н. Лебедева, планированиепредполагает возможность практической организации деятельности, активного овладения ею, возможность управлять объективными процессами [Лебедев, 1987]. Конечный результат здесь во многом зависит от самого субъекта. Если при прогнозировании человек основывается на предположениях о том, достижимы ли его цели, то при планировании он определяет способы их достижения.

К.К. Платонов определяет индивидуальное планирование как вид умственной деятельности, при котором создается образ потребного будущего, включающий понимание этапов его достижения [Лебедев, 1987]. Результатом планирования является план. План – это многоуровневая система решений, которые имеют различное содержание на различных уровнях. В современных организациях планом, как правило, называется официальный документ, в котором отражается направление развития организации, промежуточные и конечные задачи; цели, стоящие перед ней и отдельными подразделениями; механизм координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегия на чрезвычайные случаи [Стегний, 1991].

Вернемся к дифференциации понятий целеполагания, планирования и управленческого видения. Рассматриваемое нами целеполагание как формирование образа будущего результата действий не тождественно управленческому видению, поскольку последнее включает в себя еще и эмоциональный компонент в виде отношения к этому образу, вдохновляющий на его реализацию, а так же готовность доведения его до сотрудников, что отражает процесс целедостижения. А целеполагание здесь является общим существенным условием антиципации, на фоне которой и реализуется управленческое видение наряду с планированием.

Таким образом, тесно связанный с целеполаганием процесс планирования рассматривается нами как сугубо индивидуальный, интеллектуально-волевой процесс. На наш взгляд, планированию предшествует целеполагание, а управленческое видение реализуется в ходе обоих этих процессов. Иными словами, оно является понятием более частного порядка.

Стремительные изменения социальной ситуации во всех областях общественной жизни связаны с переосмыслением привычных схем деятельности, с необходимостью управлять собственными действиями и проявлять активность в формировании управленческого видения. Рост динамичности и неопределенности управленческих ситуаций, выразившийся в кризисе стратегического планирования [Mintzberg, 1994], приводит к тому, что целеполагание и планирование приходится реализовывать непрерывно, образбудущего постоянно обновляется. Это делает уточнение соотношения меду управленческим видением, целеполаганием и планированием не только теоретической, но и эмпирической задачей. Дальнейшие исследования позволятуточнить наши представления о месте этих психологических процессов в формировании индивидуального и коллективного образа будущего организации.

 

Следить за новостями ИНЭС:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: