Интервью Александра Агеева газете «Культура» о прекращении работ по «Южному потоку»
«Эксперты: газовое сотрудничество РФ и Турции – удар по Евросоюзу», – под таким заголовком газета «Культура» опубликовала опрос экономистов и политологов по актуальнейшей новости – отказу России от продолжения работ по строительству газопровода «Южный поток» в пользу российско-турецких проектов в газовой сфере.
По мнению Александра Агеева решение о прекращении строительства имеет положительные для России и российско-турецких отношений стороны, но сам факт появления проблем в проекте «Южный поток» является результатом недооцененных рисков и чрезмерного «очарования» партнерами по строительству газопровода:
«Решение Москвы отказаться от строительства «Южного потока» было неизбежным. Все наши многочисленные попытки принять компромиссное с Евросоюзом решение провалились. Наконец мы поняли, что все бесполезно. На современном европейском энергетическом рынке сейчас ожесточилась конкурентная борьба не только между разными поставщиками, но и между разными видами энергоносителей. Это не только пресловутый сланцевый газ, но также нефть, уголь, атомная энергетика, альтернативные источники энергии. Также ясно, что этот рынок не мог быть не затронут последними геополитическими катаклизмами. Не вызывает сомнений, что Болгария лишена фактического суверенитета и принимает решения под давлением руководства ЕС.
В то время, когда решение о строительстве «Южного потока» принималось, мы сохраняли надежду на рост потребления газа европейцами, однако она не оправдалась. Потому не думаю, что мы много теряем, отказываясь от этого проекта. Намного больше теряют потребители, та же Болгария, зависимая от российских поставок.
Несмотря на то, что со времен крушения Османской империи прошло уже много лет, Турция остается сильнейшей региональной державой, распространившей сферу влияния на европейский и азиатский регионы одновременно. Налаживание хороших отношений с этой страной, несомненно, хороший вклад в российский внешнеполитический потенциал. Идея перенаправить потоки газа в Турцию, убрав их со ставшего непредсказуемым европейского рынка, напрашивалась сама собой. К тому же пакет соглашений, заключенных Путиным и Эрдоганом, был существенно шире и включал в себя не только договоренности о газовом сотрудничестве.
Пресс-конференция Путина и Эрдогана, несомненно, свидетельствует о нашем разочаровании в европейских партнерах, однако любое разочарование — следствие прежнего очарования. Думаю, мы извлекли уроки и впредь будем учитывать все риски при подобном сотрудничестве».