Центр сертификации и
рейтингов ИНЭС
Телеком жил, жив и будет жить?
Октябрь-2009
|
Материал подготовлен центром рейтингов и сертификации Института экономических стратегий при участии С.Г. Кудешовой, Л.В. Полковниковой и А.В. Трофимчук. |
По мнению аналитиков, телекоммуникационный
сектор подвержен влиянию кризиса меньше, чем другие отрасли. Связь вошла в нашу
жизнь всерьез и надолго. По опросам, связь - это последнее, на чем будут экономить
потребители. Люди скорее откажутся от ресторанов и турпоездок, нежели от телефона
и Интернета, являющегося, по последним данным, одним из самых дешевых развлечений.
Аскар Туганбаев, заместитель директора телеканала "Вести", заметил:
"Мы на взлете и не чувствуем спада интереса. Пользователи стали больше
времени проводить в Интернете и заинтересованы в актуальном потреблении информации".
Несмотря на это, снижение темпов роста наблюдается и здесь. По данным Росстата, рынок связи сжимается, его объем в России в июле 2009 г. снизился по сравнению с июлем 2008 г. на 4%, до 105,2 млрд руб. По прогнозам Министерства экономического развития, объем услуг связи в 2009 г. составит 1358 млрд руб., темпы роста замедлятся до 102% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года. Наибольшая доля в структуре рынка принадлежит мобильной связи - 44,3%.
Таблица 1. Структура
услуг связи, %
Виды услуг связи |
2008 г. |
Прогноз на 2012 г. |
Объем услуг связи |
100 |
100 |
в том числе: |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Прогноз социально-экономического развития РФ на 2010-2012 гг., опубликованный Минэкономразвития 1 октября 2009 г.
Дальнейшему развитию сектора
будет способствовать реализация проектов, обеспечивающих внедрение наиболее
современных видов услуг, в том числе: модернизация магистральных сетей, создание
условий для пропуска по этим сетям международного трафика. Сюда также относится
развитие сетей широкополосного доступа, обновление и развитие гражданских спутниковых
систем связи и вещания государственного назначения, модернизация наземной инфраструктуры,
развитие цифрового телерадиовещания. Кроме того, государственную поддержку в
отрасли получат федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания
в Российской Федерации на 2009-2015 гг.", региональные программы, вузы.
Будут также субсидироваться почтовая связь, спецобъекты, операторы, оказывающие
универсальные услуги, и закупка космических аппаратов.
Заместитель руководителя
группы сопровождения сделок слияний и поглощений PricewaterhouseCoopers в России
Вильфред Поточниг отмечает: "В условиях продолжающегося экономического
кризиса ситуация на рынке будет способствовать продаже активов, слияниям и поглощениям.
Масштаб необходимости рефинансирования долгов будет определять ситуацию на рынке
слияний и поглощений в 2009 г. и в последующие годы. В сложившейся обстановке
выживет сильнейший".
Действительно, за I квартал
текущего года телекоммуникационная отрасль стала лидером по количеству слияний
и поглощений (25 сделок). На втором месте по этому показателю сфера услуг и
торговля (23 сделки). Некоторые компании за счет слияния и реорганизации занялись
работой сразу по нескольким направлениям: они предлагают высокоскоростной Интернет,
телевидение, мобильную связь. Однако наметившаяся тенденция не продержится долго.
Перестраивать бизнес скоро станет невыгодно, и количество слияний и поглощений
пойдет на спад. Связано это будет, в первую очередь, с дефицитом ликвидности
и потребностью в капиталовложениях.
Российский телеком является
одним из самых чувствительных индикаторов состояния экономики страны. Он "ощутил"
надвигающийся кризис еще до его проявления, среагировав заметным снижением доли
иностранных инвестиций. Теперь же инвесторы просто бегут с рынка. По итогам
2008 г. объем иностранных инвестиций упал в 2,5 раза.
По данным исследования приоритетных
направлений деятельности крупнейших российских телекоммуникационных компаний
в период экономической нестабильности, проведенного компанией KPMG, главной
мерой преодоления кризиса стало сокращение инвестиционных программ. В данном
исследовании приняли участие основные игроки рынка телекоммуникаций, предоставляющие
услуги мобильной связи и фиксированной телефонии. 58% опрошенных отметили, что
сокращение инвестиций достигает 30%, а 17% респондентов констатировали их уменьшение
в размере от 30 до 60%.
В сложившихся условиях 34%
опрошенных считают приоритетной задачей повышение доходов. По 25% респондентов
во главу угла ставят снижение капитальных затрат и привлечение внешнего финансирования.
По 8% высказали мнение, что первостепенными являются снижение операционных расходов
и повышение кредитных рейтингов.
Как будет идти дальнейшее
развитие телекоммуникаций - покажет время. Но уже сегодня с уверенностью можно
сказать, что ожидать повышения тарифов не следует, а новые идеи и технологии
не заставят себя долго ждать.
Итак, рынок упал в первом квартале, и падение продолжается. Как пережить кризис?
Пресс-служба "КОМСТАР-ОТС":
Благодаря своей специфике связь не так сильно подвержена влиянию кризиса, она относительно хорошо защищена от негативной конъюнктуры, что дает шанс повысить ее вес в экономике и делает отрасль привлекательной для инвесторов. Результаты деятельности Группы компаний "КОМСТАР-ОТС" неоднократно демонстрировали устойчивость нашего бизнеса в кризис. Стратегия группы остается неизменной, хотя в связи со сложной макроэкономической ситуацией в начале года мы изменили приоритеты развития на 2009 г. Ключевой целью является максимизация денежных потоков и оптимизация инвестиций для повышения эффективности бизнеса и обслуживания задолженности. В течение первого полугодия мы существенно увеличили прибыльность Группы компаний "КОМСТАР-ОТС" в результате реализации комплекса мер по сокращению затрат. Несмотря на снижение уровня затрат на маркетинг, мы сохранили и даже увеличили нашу абонентскую базу. Наш бизнес продолжает расти, несмотря на общее снижение темпов развития экономики, о чем свидетельствует не только увеличение абонентской базы, но и рост ARPU.
Евгений Олейник, директор
по развитию ГАРС ТЕЛЕКОМ:
Расхожее мнение, что связь - как воздух - всегда нужна и всегда в цене, работает только для розничного сектора. Действительно, социологические исследования показывают, что в наше время от услуг Интернета и сотовой связи человек откажется в последнюю очередь. Но если говорить о секторе корпоративных клиентов, то здесь правят, прежде всего, законы экономики. Поэтому осенью прошлого года компания "Гарс Телеком" оказалась в эпицентре кризиса и на себе почувствовала "схлопывание" рынка и массовые увольнения персонала у клиентов, доходившие до 80% в компаниях финансового сектора.
Компания отреагировала на коррекцию рынка в самом начале прошлого года, радикально поменяв стратегию. Мы перестали ориентироваться на зарабатывание денег и повышение прибыли и нацелились на захват доли рынка. Логика тут проста - клиенты мигрируют в офисные центры классом пониже (приводя "своего" оператора с собой); эксклюзивное присутствие операторов связи на объектах офисной недвижимости на глазах перестало быть нормой, начать обслуживание практически любого бизнес-центра стало проще. Кроме того в начале весны мы запустили акцию "Перевезем бесплатно", предлагая компаниям, меняющим офис, бесплатный перенос коммуникаций и телеком-услуг. Итог - только за первую половину 2009 г. мы добавили в сеть обслуживания более 60 офисных объектов и подключили более 400 новых клиентов.
Пресс-служба ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком":
В глобальном масштабе кризис не отразился на деятельности нашей компании, но до августа 2009 года имело место некоторое снижение доходов компании от корпоративного сектора. В настоящее время ситуация возвращается к докризисным показателям, то есть наметилась позитивная тенденция.
ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" работает на рынке дальней связи с 1994 года. В 2009 году мы вышли на новые рынки, начали развивать новые стратегические направления:
- предлагаем конечному потребителю продукты и услуги мг/мн связи, в том числе для мобильных телефонов.
- создаем партнерские виды бизнеса на рынке широкополосного доступа (ШПД) в Интернет по синергетической бизнес-модели с разделением затрат на привлечение абонентов и доходов от продаж услуг на базе скоростного доступа в Интернет, в частности IPTV. Старт партнерской программы состоялся в августе 2009 г. В настоящее время сети ШПД развернуты в двух городах - Ярославле и Томске.
Ежемесячный прирост абонентской базы МТТ в сегменте конечных пользователей в первом полугодии 2009 года составлял около 10%. Поэтому мы активно развиваем систему обслуживания наших абонентов, совместно с представителями нашей компании продумываем и внедряем систему лояльности, работающую на удержание существующих клиентов. Поддерживаем высокий уровень обслуживания при помощи современных информационных систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Сейчас контакт-центр обрабатывает более 40 тыс. обращений в месяц, а с появлением новых проектов, ориентированных на массовый рынок, мы прогнозируем существенный рост обращений от наших партнеров и клиентов.
Андрей Гук, генеральный
директор ООО "ОБИТ":
Одна из главных проблем сейчас - увеличение размера задолженности, неплатежей абонентов. Для того чтобы справиться с этим, мы ужесточили контроль за дебиторской задолженностью, разработали индивидуальные предложения по тарифам и схемы рассрочки для клиентов, оказавшихся в сложной ситуации. Кроме того, мы сократили наши собственные издержки, не относящиеся к основному виду деятельности.
В целом же, кризис для нас - это далеко не только отрицательное явление, даже наоборот. Есть и положительные моменты в кризисе: это новые, дополнительные возможности для развития бизнеса, которые мы стараемся использовать. Так, сейчас многие компании стремятся сократить затраты на связь, меняют оператора - и мы приобретаем новых абонентов, предлагая им наиболее выгодные тарифы, оптимальное сочетание цены и качества. Также сейчас компании, являющиеся нашими клиентами, все чаще переезжают в другие офисы. Мы следуем за ними и благодаря этому попадаем в новые бизнес-центры.
Рейтинг «50 наиболее стратегичных телекоммуникационных компаний, предоставляющих услуги связи на территории России (по итогам 2008 года)»
Положение в 2009 г. |
Компания |
Место
|
Рейтинговый статус |
Индекс стратегичности |
||
1 |
«Мобильные ТелеСистемы» [1] |
Москва |
A |
А |
A |
70,6 |
2 |
«ВымпелКом» [2] |
Москва |
A |
A |
A |
69,9 |
3 |
«МегаФон» [2] |
Москва |
A |
B |
А |
69,4 |
4 |
«Комстар - Объединенные Телесистемы» [1] |
Москва |
A |
В |
A |
69,0 |
5 |
«Ростелеком» 3 |
Москва |
A |
B |
B |
68,8 |
6 |
«Гарс Телеком» |
Москва |
B |
B |
A |
68,0 |
7 |
«Межрегиональный ТранзитТелеком» |
Москва |
В |
В |
А |
67,9 |
8 |
«Космическая связь» |
Москва |
B |
B |
B |
67,3 |
9 |
Huawei Technologies |
Москва |
B |
B |
B |
66,8 |
10 |
«Корбина Телеком»[2] |
Москва |
B |
B |
A |
66,2 |
11 |
«Транстелеком» |
Москва |
В |
А |
В |
65,9 |
12 |
«МГТС» [1] |
Москва |
A |
B |
B |
65,1 |
13 |
«Волга Телеком»[3] |
Нижний Новгород |
B |
B |
A |
64,5 |
14 |
“Арктел” |
Москва |
B |
B |
B |
64,0 |
15 |
«Голден Телеком» [2] |
Москва |
B |
B |
B |
63,7 |
16 |
Siemens Communications |
Москва |
В |
В |
В |
63,2 |
17 |
«Северо-Западный Телеком» [3] |
Санкт-Петербург |
B |
B |
B |
63,0 |
18 |
Alcatel-Lucent |
Москва |
В |
А |
В |
62,3 |
19 |
«РТКомм.ру» |
Москва |
В |
В |
В |
61,7 |
20 |
«КОМСТАР-Директ» [1] |
Москва |
В |
В |
В |
61,0 |
21 |
«Зебра Телеком» |
Москва |
B |
B |
B |
60,5 |
22 |
Orange Business Services |
Москва |
В |
А |
В |
60,1 |
23 |
«Сибирьтелеком» [3] |
Новосибирск |
В |
В |
В |
59,3 |
24 |
«Центральный Телеграф»[3] |
Москва |
В |
В |
В |
58,6 |
25 |
«РадиоТел» |
Санкт-Петербург |
В |
В |
В |
57,9 |
26 |
«Макомнет» |
Москва |
B |
B |
A |
57,4 |
27 |
«ЮТК» [3] |
Краснодар |
В |
В |
В |
56,8 |
28 |
«Акадо-Телеком» |
Москва |
В |
В |
В |
56,6 |
29 |
«Газком» |
Московская обл. |
В |
В |
А |
56,0 |
30 |
«Дальсвязь» [3] |
Владивосток |
В |
В |
В |
55,7 |
31 |
«Синтерра»[4] |
Москва |
В |
В |
В |
55,3 |
32 |
«Скай-Линк» [1] |
Москва |
В |
В |
В |
52,9 |
33 |
«Мотив» |
Екатеринбург |
В |
В |
В |
52,1 |
34 |
«СМАРТС» |
Самара |
С |
В |
В |
52,0 |
35 |
«Tele2 Россия» |
Москва |
В |
В |
В |
51,6 |
36 |
«Матрикс Телеком» |
Москва |
С |
В |
В |
50,4 |
37 |
«Башинформсвязь» |
Уфа |
С |
В |
В |
49,7 |
38 |
«Метроком» |
Санкт-Петербург |
С |
В |
В |
49,1 |
39 |
«Старт-Телеком» |
Москва |
В |
В |
В |
48,0 |
40 |
«Уралсвязьинформ»[3] |
Екатеринбург |
С |
В |
В |
47,8 |
41 |
«РуСат» |
Москва |
С |
В |
В |
46,5 |
42 |
«Обит» |
Санкт-Петербург |
С |
В |
В |
46,0 |
43 |
«АСВТ» |
Москва |
В |
С |
В |
45,1 |
44 |
«Глобус-Телеком» |
Москва |
С |
В |
В |
44,6 |
45 |
«Сумма Телеком» |
Санкт-Петербург |
В |
С |
В |
44,2 |
46 |
«Телепорт-Сервис» |
Москва |
В |
С |
В |
43,7 |
47 |
«ЦентрТелеком» [3] |
Москва |
В |
С |
В |
43,3 |
48 |
«Эр-Телеком» |
Пермь |
С |
С |
В |
42,4 |
49 |
«Сахателеком» |
Якутск |
С |
С |
В |
41,9 |
50 |
«Норильск-Телеком» |
Норильск |
С |
С |
В |
41,3 |
[1] АФК «Система»
[2] Консорциум «Альфа-Групп»
[3] ОАО «Связьинвест»
[4] Группа компаний «Синтерра»