Владислав ТАРАСЕНКО
Стратегии государственного управления: концепция 64 стратегем

"Экономические стратегии", №2-2006, стр. 128-133

Тарасенко Владислав Валерьевич — старший научный сотрудник сектора философских проблем междисциплинарных исследований Института философии РАН. Генеральный директор Центра развития среднего бизнеса. Преподаватель Международной Лиги стратегического управления.

В статье предлагается концептуальная модель стратегического управления системой "государство - общество - лидерская группа" и подход к измерению текущего стратегического состояния (стратегемы) системы. Предложена типология управленческих стратегий.

Окончание. Начало см. в № 1/2006

Четыре типа государств, выступающих в качестве субъектов управления: молодое, развивающееся, функциональное, символическое

Государство является субъектом управления, формирующим свои объекты в обществе, лидерских группах а также в других государствах и обществах. Исходя из степени сформированности государства как субъекта управления будем различать молодое, развивающееся, функциональное и символическое государство.

Молодое государство является инфантильным ситуативным субъектом управления. В таком государстве субъекты управления не организованы в соответствии с общими интересами государства. Они реализуют свои собственные интересы; их ответственность за принятые решения низка. Решения в молодом государстве принимаются спонтанно под воздействием внешних факторов. Это, например, социальное влияние или влияние со стороны лидерских групп. Организационное единство государства обеспечивается за счет эмоционально насыщенных ценностями образов, транслируемых лидерскими группами.

Развивающееся государство является развитым ситуативным субъектом управления. В таком государстве субъекты управления имеют общие интересы, цели и ценности, согласованные с целями и ценностями государства. Они реализуют интересы государства и несут высокую ответственность за принятые решения. Принятие решений носит достаточно спонтанный, но проактивный характер - они принимаются под воздействием возможностей и угроз, влияющих на реализацию интересов государства. Организационное единство государства обеспечивают цели и проекты, транслируемые лидерскими группами.

Функциональное государство является развитым нормативным субъектом управления. В таком государстве субъекты управления организованы в соответствии с общими интересами государства при посредстве устойчивых норм, транслируемых правом (правовое государство) или традициями (традиционное государство). Субъекты управления реализуют государственные интересы и несут ответственность за принятые решения. Решения в функциональном государстве принимаются регулярно; это делается под воздействием внешних факторов (социального влияния или влияния со стороны лидерских групп). Организационное единство государства образуют регулярные процессы принятия решений, транслируемые лидерскими группами.

Символическое государство является инфантильным нормативным субъектом управления. В таком государстве субъекты дезорганизованны. Они реализуют свои собственные интересы и несут низкую ответственность за принятые решения. Вместе с тем в символическом государстве существуют гиперустойчивые нормы, транслируемые через сакральные символы. Эти нормы являются не средством социального управления, как в функциональном государстве, а самоцелью. Организационное единство государства образуют символы и ритуалы, транслируемые лидерскими группами.

Четыре типа обществ, выступающих в качестве субъектов управления: авторитарное, предпринимательское, гражданское, традиционное

Общество является субъектом управления, формирующим свои объекты в социуме, лидерских группах и государстве. Исходя из степени сформированности общества как субъекта управления, мы различаем авторитарное, предпринимательское, гражданское и традиционное общество.

Авторитарное общество - общество с инфантильным ситуативным субъектом управления. Так как субъект управления в этом обществе сформирован слабо, на первый план выходят авторитеты - общественные лидеры, возбуждающие общество своими эмоциями, харизмой и пр. В результате лидеры-авторитеты становятся выразителями интересов общества. Авторитарное общество устанавливает нормы в зависимости от ситуативных интересов лидеров. Артефакты культуры авторитарного общества выражают нормы и интересы лидеров общества, связанные с их социокультурными особенностями. Право авторитарного общества - это право лидеров и авторитетов.

Предпринимательское общество - общество с развитым ситуативным субъектом управления. В отличие от авторитарного общества предпринимательское общество ориентировано не на авторитет, а на результат. Социальные субъекты в предпринимательском обществе взрослеют и формируют свои цели и интересы. Право предпринимательского общества - это право прецедентов и конкретных случаев, анализ которых позволяет устанавливать отношения между субъектами права.

Гражданское общество - общество с развитым нормативным субъектом управления. Члены гражданского общества переходят от норм, принятых для конкретных ситуаций, к нормам, устойчиво воспроизводимым правовой системой. Право гражданского общества - это право норм, регулируемых субъектами общества.

Традиционное общество - общество с инфантильным нормативным субъектом управления. Члены традиционного общества ориентированы на традиции, социальные символы и ритуалы. Право традиционного общества - это право устоев, традиций, относительно которых оцениваются субъекты общества.

64 стратегемы триады "общество - государство - лидерская группа"

Под стратегемой (стратегическим состоянием) мы в данном случае понимаем состояние триады "общество - государство - лидерская группа", оцениваемое исходя из состояния субъекта управления в обществе, лидерской группе и государстве. На первый взгляд кажется, что лидерские группы, общество и государство должны быть когерентны с точки зрения типа субъекта управления. Например, в авторитарном обществе должно быть символическое или молодое государство, где лидерская группа - секта.

Предположим, что коллизия изменения системы "общество - государство - лидерская группа" состоит как раз в несоответствии типов общества, государства и лидерской группы. Кроме того, коллизия может заключаться в наличии не только "искусственной", но и "естественной" эволюции государства, общества и лидерской группы, присущей сложным системам. Мы описали четыре состояния субъекта управления. Комбинируя эти состояния в триаде "общество - государство - лидерская группа", получаем 43 = 64 стратегических состояния триады.

Обозначим буквами:
A - инфантильно-ситуативный тип субъекта стратегического управления.
В - развитый ситуативный тип субъекта управления.
C - развитый нормативный тип субъекта управления.
D - инфантильный нормативный тип субъекта управления.

Каждое стратегическое состояние триады будем обозначать комбинацией из трех букв. Первая буква соответствует типу лидерской группы, вторая - типу государства, третья - типу общества.

Приведем примеры обозначений стратегических состояний:
АВС - романтики в развивающемся государстве в гражданском обществе.
ВAA - миссионеры в молодом государстве в авторитарном обществе.
СDD - партия в символическом государстве в традиционном обществе.

Если различать стратегические состояния на "естественные" и "искусственные", то самым "естественным" будет состояние DDD - секта в символическом государстве в традиционном обществе, а самым "искусственным" - BBB, т.е. миссионеры в развивающемся государстве в предпринимательском обществе.

Диагностика текущего стратегического состояния триады "общество - государство - лидерская группа"

С целью диагностики введем два рейтинга: рейтинг развития субъекта и рейтинг ценности нормы в коллективных представлениях исследуемой группы или общества. Установим, что измерение рейтинга развития субъекта будет осуществляться по измерению диагностических убеждений. Опишем диагностические убеждения рейтинга развития субъекта. Буквой И будем обозначать точку зрения, характерную для инфантильного состояния субъекта, буквой В - точку зрения, характерную для развитого (взрослого) состояния субъекта.

Мои убеждения состоят в том, что:

1. (И) Большинство людей склонны перекладывать ответственность на других.
(В) Большинство людей склонны брать ответственность на себя.
2. (И) В принципе, я могу пойти на нарушения своих обязательств, если мне точно известно, что потерь или наказаний за это не последует.
(В) Я всегда выполню свои обязательства, даже если буду точно знать, что меня не накажут в случае их невыполнения или я не понесу каких-либо потерь.
3. (И) Люди не равны, и равными быть не могут.
(В) Все люди равны в своем происхождении и возможностях.
4. (И) Чем ниже человек в социальной иерархии, тем меньше решений он должен принимать.
(В) Надо стремиться к максимальному участию людей в принятии решений.
5. (И) У нас много врагов.
(В) У нас нет или мало врагов.
6. (И) Люди в первую очередь коллективисты по своей природе.
(В) Люди в первую очередь индивидуалисты по своей природе.
7. (И) Надо доверять только своим и проверенным людям.
(В) Надо уметь доверять всем.
8. (И) Большинство людей работают, потому что на них воздействуют внешние факторы (страх наказания, влияние других людей, давление общества или семьи, страх оказаться без денег и пр.).
(В) Большинство людей работают, потому что у них есть внутренние принципы и убеждения.
9. (И) В первую очередь государство должно решать проблемы людей, помогать им реализовывать свои планы.
(В) В первую очередь люди должны сами решать свои проблемы, строить и реализовывать планы.
10. (И) Необоснованная амбициозность - это плохо. Право на амбиции и уникальность надо заработать своими способностями и трудом.
(В) Необоснованная амбициозность - это хорошо. Каждый имеет право на амбиции.

Рейтинг развития субъекта (РРС) устанавливается по результатам анализа убеждений репрезентативной группы. По результатам тестирования оценивается пропорция убеждений, обозначенных буквой В, исходя из которой оценивается рейтинг.

Обозначим:
РЦЛ1: крайне низкий - до 5% В-убеждений от общего числа убеждений;
РЦЛ2: достаточно низкий - от 5 от 20% В-убеждений;
РЦЛ3: рейтинг низкий - от 20 до 40% В-убеждений;
РЦЛ4: рейтинг средний - от 40 до 60% В-убеждений;
РЦЛ5 высокий - от 60 до 80% В-убеждений;
РЦЛ6: достаточно высокий - от 80 до 95% В-убеждений;
РЦЛ7: крайне высокий - от 95 до 100% В-убеждений.

Чтобы определить стратегическое состояние, необходимо измерить РРС для:

Опишем диагностические убеждения рейтинга ценности нормы (РЦН). Буквой Н будем обозначать точку зрения, характерную для нормативной культуры, буквой С - точку зрения, характерную для ситуативной культуры.

Мои убеждения состоят в том, что:
1. (Н) Все договоренности между людьми в любой ситуации должны быть исполнены.
(С) Не все договоренности стоит исполнять, так как многое зависит от ситуации.
2. (Н) Все люди равны перед законом.
(С) Действие законов должно отличаться в зависимости от статуса людей в обществе.
3. (Н) Я живу по нормам и правилам.
(С) Я - исключение из норм и правил.
4. (Н) В общем, социальные традиции и "правила игры" мне помогают.
(С) В общем, социальные традиции и "правила игры" мне мешают.
5. (Н) Норма объективна и независима от людей.
(С) Норма - результат обобщения субъективного мнения людей.
6. (Н) Формулировки норм и законов создаются в результате общения между равными людьми, действующими с общими благими целями.
(С) Формулировки норм и законов - результат манипулирования и взаимовлияния неравных людей.
7. (Н) Законы и "правила игры" в обществе меняются в исключительных случаях.
(С) Законы и "правила игры" в обществе надо менять в зависимости от ситуации.
8. (Н) Надо выполнять законы и нормы вне зависимости от моего отношения к ним.
(С) Я не хочу и по возможности не буду выполнять нормы и законы, с которыми я не согласен.
9. (Н) Если есть возможность законно обойти нормы и правила, то я ею воспользуюсь.
(С) Даже если есть возможность действовать в обход норм и правил, я ею не пользуюсь.
10. (Н) Я слабо влияю на изменение норм и законов.
(С) Я могу повлиять на изменение норм и законов.

Рейтинг ценности норм (РЦН) устанавливается по результатам анализа убеждений репрезентативной группы в пропорции числа Н-убеждений.

Обозначим:
РЦН1: крайне низкий - до 5% Н-убеждений;
РЦН2: достаточно низкий - от 5 до 20% Н-убеждений;
РЦН3: рейтинг низкий - от 20 до 40% Н-убеждений;
РЦН4: рейтинг средний - от 40 до 60% Н-убеждений;
РЦН5 высокий - от 60 до 80% Н-убеждений;
РЦН6: достаточно высокий - от 80 до 95% Н-убеждений;
РЦН7: крайне высокий - от 95 до 100% Н-убеждений.

Для определения стратегического состояния необходимо измерить РЦН для:

Кроме анкетирования оценка рейтингов может быть проведена:

В зависимости от избранного метода корректируется формулировка высказываний о конкретных убеждениях. По результатам оценки рейтинга субъект управления характеризуется как инфантильный или взрослый, ситуативный или нормативный. В зависимости от типа субъекта фиксируется текущее стратегическое состояние системы "общество - государство - лидерская группа".

Стратегии государственного управления: классификация и постановка задач

Уточним понимание стратегии как управленческого решения по выбору и анализу будущего стратегического состояния системы "общество - государство - лидеры", а также средств, ресурсов и путей его достижения. Будем понимать под стратегическим управлением процедуры подготовки, принятия, контроллинга и коррекции стратегии лидерской группой.

Заказчиком проекта по стратегическому управлению может быть:

В зависимости от интересов и позиции заказчика подбирается определенная система стратегий и специфицируется субъект, объект и средства стратегического управления. Будем различать три типа стратегий заказчика:

Кроме того, в зависимости от отношения к другим субъектам, выделим:

Ключевой в стратегическом управлении является внутренняя стратегия, то есть проактивная стратегия развития целей и интересов субъекта управления.

Синергетическая и антагонистическая стратегии, которые концентрируются на средствах и ресурсах достижения целей и реализации интересов, являются производными от нее.

Можно уточнить различные типы внутренних стратегий исходя из этапов развития субъекта. Будем различать лидерские, организационные и социальные стратегии.Опишем лидерские стратегии.

Опишем организационные стратегии. Будем различать два типа внутренних организационных стратегий:

Перечислим организационные стратегии государственного управления обществом.

Перечислим организационные стратегии негосударственного управления обществом.

Опишем социальные стратегии.

Исходя из выбранных стратегий, анализируются и выбираются ресурсы заказчика, необходимые для достижения целей:

С точки зрения рассматриваемых стратегий можно ставить и решать следующие задачи:

Эти задачи являются предметом особого рассмотрения.